«Наследники. Дар крови» выглядит наглядным примером того, как выросли возможности сериальной индустрии. Звезды, техника, спецэффекты напоминают дорогие игрушки, которые вдруг стали доступными. Вот бы еще научиться всем этим пользоваться.
Городское фэнтези — жанр непростой, но многообещающий. Тимуру Бекмамбетову в свое время удалось превратить «Ночной дозор» в настоящую легенду, а также в некую модель, которую можно смело брать на вооружение. И создатели «Наследников», видимо, двигались по схеме, которая должна вести к успеху.
В сценарии тесно сплелись магия, детектив и драма взросления под комедийным соусом. Дочь великого мага хочет украсть из хранилища артефактов своего рода кольцо всевластия, но попадает в магическую тюрьму. Оставшийся в обычном мире и не наделенный сверхспособностями муж растит троих детей, пытается наладить личную жизнь с коллегой по работе и очень удивляется, когда узнает, что дочки и сын явно в мамашу, поэтому на них охотится Отдел магической безопасности. Летит пламя, машины и другие громоздкие предметы виснут в воздухе, мордобой выглядит как эпическое сражение.
Одна из побед этого проекта была одержана на стадии кастинга. В кадре настоящее скопище звезд. За girl power отвечают Оксана Акиньшина, Екатерина Вилкова и Елена Подкаминская. Серьезных мужчин играют Антон Васильев, Дмитрий Чеботарев, Антон Кузнецов, Кирилл Гребенщиков, Юрий Чурсин, Игорь Гордин и другие актеры, которых вполне справедливо называют большими. В молодежной лиге Маша Кошина, Артем Кошман, Максим Сапрыкин, в общем, местные надежды, и это тоже не преувеличение. Такого каста хватит минимум на пять независимых душераздирающих драм со вполне литературными сценариями. А здесь вроде как сказочка.
Впрочем, к сказочному миру претензий совсем немного. То, что раньше было в проектах уровня «Гарри Поттера», сейчас доступно сериальной индустрии, и технологиями режиссеры Антон Федотов и Александр Бабаев пользуются весьма умело. Но технологии, к сожалению или к счастью, пока не пробрались в написание сценариев. Большой звездной компании требуется сюжетное развитие, реплики и прочая распечатанная на листах А4 чепуха. И вот ее-то пока в совершенстве не освоили ни искусственный интеллект, ни живые люди.
В результате собранная в кадре актерская гвардия используется как-то нерационально. Наверное, подобная нерациональность не была бы так заметна, если бы мы не видели раньше, на что способны эти актеры. В их солидных фильмографиях, конечно, не только бриллианты, но они не раз показывали игру, от которой просто искры сыпались. А здесь как в популярной песенке — «мы к вам заехали на час». Они бы заехали на побольше, но для этого требуется фронт работ. Вместо него пока предлагаются диалоги, как будто взятые из гугл-переводчика.
В ответ на подобные претензии продюсеры могут задать логичный вопрос: «Не слишком ли многого вы хотите?» Упрек отчасти справедливый. У сериальной публики появляются признаки пресыщения, и ей подавай зрелище как в кинотеатре, но бесплатно и с доставкой к дивану. Но чудес-то не бывает. Поэтому либо магический беспредел со спецэффектами, либо школа Станиславского и литературные тексты.
Наверное, есть и золотая середина. В ситуации, когда сложно удивить, нужно постараться хотя бы не разочаровать. «Наследники» не совсем справедливо называть разочарованием. Это еще один шаг в направлении «быстрее, выше, сильнее». Но в сериале про магов все-таки хочется побольше магии в самом хорошем смысле.