Герои фильмов, представленных на фестивале в Петербурге, заговорили с птицами и приняли снежные ванны

В программе 34-го Международного кинофестиваля фестиваля «Послание к Человеку», проходящего в Санкт-Петербурге, представлено немало картин, герои которых бегут от реалий дня, погружаясь в некий придуманный мир. Спасает ли это от насущных проблем, и как долго можно таким образом продержаться, – каждый ответит для себя сам. 

Герои фильмов, представленных на фестивале в Петербурге,  заговорили с птицами и  приняли снежные ванны Джейк Уильямс в фильме «Боганклох». Пресс-служба фестиваля

В международном полнометражном конкурсе участвует «Боганклох» режиссера и художника из Великобритании Бена Риверса, снимающего кино о людях, живущих вне общества. И такое, оказывается, возможно в наши дни. Дебютный полный метр Риверса «Два года в море» был отмечен наградой ФИПРЕССИИ на Венецианском кинофестивале. На «Послании к Человеку» он представлен его сиквел. 

Боганклох – место в горах Шотландии, где обосновался Джейк Уильмс – современный отшельник, укрывшийся от цивилизации. Он живет в заброшенном помещении, напоминающем теплицу,  готовит еду  и  моется в ванной под открытым небом в любое время года. Зрелище фантастическое. Под ванной полыхает огонь. Зимой приходится растапливать снег. Вода нагревается так, что приходится добавлять из канистры холодную воду. Финальные кадры мытья оживляют фильм, который в какой-то момент начинает буксовать. Бен Риверс снимал своего героя, переходящего из картины в картину,  в разное время года  в течение нескольких лет. 

«Я познакомился с Джейком 20 лет назад, – рассказал режиссер. – Меня заинтересовал его необычный образ жизни в XXI веке. Как можно жить настолько изолированно в наше время? Мой первый фильм был короткометражным. Тогда  я пытался понять, что представляю собой как режиссер. На второй картине  «Два года в море»  почувствовал себя увереннее. Она имела успех, и многие заинтересовались судьбой Джейка. Мы с ним сблизились после фильма и решили поговорить, как меняется жизнь, точнее, как она не меняется. 

Вы же понимаете, какие радикальные перемены произошли в последние 10 лет. Я хотел проследить, как они сказываются на Джейке.  Люди иногда думают, что ему чего-то не хватает, но это не так. Однажды мы гуляли с ним в лесу, и внезапно пошел дождь. Все стало серым, а он запел песню о голубых небесах. Это свидетельствует о его оптимизме. Иногда он поет птицам. Песня, которую вы слышали в фильме у костра – о вечном споре жизни и смерти. У кого большая власть? Я хотел снять фильм, дающий надежду. В конце концов, жизнь всегда побеждает. 

Герои фильмов, представленных на фестивале в Петербурге,  заговорили с птицами и  приняли снежные ванны Кадр из фильма «Универсальный язык». Пресс-служба фестиваля

Мой герой приближается к концу своего пути.  Он собрал коллекцию кассет, которые продают на небольших рынках. Никогда не знаешь, что на них записано. Это могут быть песни людей, отправляющихся на Ближний Восток или в Индию. Такая музыка выдергивает  нас из повседневности. А я как раз хотел путь ненадолго вырвать зрителей из текущей жизни, не фиксировать ее такой, какая она есть, а добиться чего-то иного». 

Фильм снят на черно-белую 60 мм-пленку. Она позволяет запечатлеть неочевидную жизнь, как говорит Риверс, грубую, холодную, мокрую, без прикрас и ярких красок. Он любит рудиментарные технологии, поэтому сам проявляет пленку, развешивает ее на кухне, сканирует, переводит на цифру, редактирует на компьютере. «Так я работаю последние двадцать лет и не вижу причины что-то менять. Черно-белое изображение позволяет создать что-то не принадлежащее этому миру, атмосферу ненастоящего, возвращение к подлинному кинематографу», – говорит Риверс. 

Только старые фотографии, купленные  Джейком  в разных портах, показаны в цвете. Они как воспоминания, которые со временем размываются, но фильм сосредоточен на настоящем, поскольку Джейк не живет прошлым. Должно быть он, как и режиссер фильма, пессимист на краткосрочную перспективу и оптимист  на долгосрочную. 

Американский режиссер Грэм Свон, ставший культовым в синефильских кругах после дебютного фильма «Мир полон тайн», представил свою вторую картину «Вечерняя песня (для трех голосов)», где происходят совсем уж странные события.  Есть молодая супружеская пара, в доме которой работает скромная служанка с изуродованным лицом. Постепенно она вытесняет хозяйку дома, и та словно растворяется в пространстве. Происходит тройное исчезновение – не только этой интеллектуалки, но и загадочного растения, и голубя, который. ни кто иной, как вышеназванная служанка. Объяснить загадочные явления невозможно. Их можно разве что ощутить подсознательно или почувствовать кожей. Как скажет Грэм Свон после показа, искусство – это то, что невозможно сформулировать, оно –  единственный способ  высказывания, когда слова бессильны. 

Герои фильмов, представленных на фестивале в Петербурге,  заговорили с птицами и  приняли снежные ванны Мэттью Рэнкин в собственном фильме. Пресс-служба фестиваля

«Послание к Человеку» напоминает о том, что искусство – это универсальный язык. Одна из картин программы «Двойные вершины» так и называется. «Универсальный язык» снял канадский режиссер Мэттью Рэнкин.  Все происходит  в Канаде, но зритель не может понять, почему все герои иранцы и говорят на фарси,  за исключением главного персонажа в исполнении самого режиссера. 

Дело в том, что он родился и вырос  в Виннипеге, а в юности поехал в Иран, чтобы выучиться режиссуре. Ничего из этого не вышло, но мечты причудливым образом материализовались в его фильме.  Прежде чем стать режиссером, Рэнкин был уборщиком обезьяньих вольеров, отвечал за связи с общественностью в организации, курирующей парки Канады, работал в рекламе, снимался в кино. 

Калейдоскоп жизни наполняет и его фильм, населенный странными людьми, среди которых обитает победившая в двух конкурсах красоты индейка. Птица  самостоятельно путешествует в междугороднем автобусе, раздражая соседей. Но приходится ее терпеть, поскольку красавица имеет билет.  Туристов здесь водят по  задворкам, где главной достопримечательностью стал кем-то забытый на автобусной остановке чемодан. Он пророс травой и занесен снегом, но к нему приводят экскурсии. Самое удивительное, что все это так убедительно, не смотря на абсурд. Сюрреалистический мир оказался отдушиной для уставших от реалий жизни людей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *