24 ноября Альфреду Шнитке могло бы исполниться 90 лет. Его первый язык – немецкий, но родина – Россия. Будучи католиком, он исповедовался у православного священника. Его творчество стало зеркалом современности, но при этом он был мастером стилизации музыки прошлого. Отношение к нему и его творчеству у советских властей было неоднозначным, но у публики его музыка неизменно вызывала восторг, впрочем, как и сейчас, когда имя композитора на афишах появляется все чаще (причем, не из-за юбилейного года). Единственная однозначность в его биографии: Шнитке – это модно. И раньше, и сейчас. А об удивительной двойственности в его жизни – в нашем материале.
Альфред из Поволжья
Если верить в то, что имя предопределяет судьбу, то жизнь советского мальчика по имени Альфред Гарриевич Шнитке, который родился в Саратовской области, с самого начала обещала быть необычной. Сам про себя он говорил, что в нем нет ни капли русской крови. Отец – еврей. Мать – немка. Но своей родиной будущий композитор считал Россию. Он родился в Энгельсе, сначала овладел немецким языком, а уже потом русским. По сей день довольно сложно назвать Шнитке и русским, и советским, и немецким композитором. Как правильно? Загадка.
Дела этические
В 1990 году Альфреду Шнитке собирались вручить почетную Ленинскую премию за Хоровой концерт на тексты Григора Нарикаци, но композитор от нее отказался «по этическим соображениям». Что же это за соображения? Шнитке был верующим человеком. А тут премия имени атеиста за произведение, связанное с религией. Кстати, и в вопросах веры у Шнитке была двойственность: он был католиком, но исповедовался у православного священника и тоже композитора Николая Ведерникова.
Кино или академическое творчество?
Многие считают, что Альфред Шнитке – кинокомпозитор. И основания так полагать имеются: его музыка звучит в более чем 90 фильмах, среди которых – «Белорусский вокзал», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Агония», «Сказка странствий». С ним работали Элем Климов, Лариса Шепитько, Андрей Смирнов, Александр Митта. Но, как и для многих композиторов XX столетия, киномузыка была его творческой лабораторией. Исключительно кинокомпозитором Альфред Гарриевич точно не был. В его творческой биографии нашлось место всем жанрам, включая оперу, балет, симфоническую музыку, произведения для голоса, хора.
Мастер стилизации
Альфред Шнитке – известный мастер стилизации, что слышано во многих его работах, в том числе и для кино. Вспомнить хотя бы музыку из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил». Кстати, музыкальные темы из этого фильма композитор использовал также в Concerto grosso №1. Любопытно, что сам жанр concerto grosso («большой концерт» в переводе с итальянского) был популярен в эпоху барокко, но к XIX веку утратил былую славу. Второе рождение concerto grosso случилось уже в XX столетии и во многом благодаря Шнитке, который мастерски перебросил мостик между современностью и XVIII веком.
И вышивать могу, и на машинке тоже…
Действительно, у композиторов в XX веке появились свои «машинки». Одной из самых любимых был синтезатор АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина. Если у вас нарисовался образ композитора, который застрял в прошлом, обращаясь к стилизации музыки из других эпох, то спешим вас уверить, что Альфред Гарриевич – тот еще авангардист! Как и Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и многие другие, кто работал в первой в СССР экспериментальной студии электронной музыки и сочинял для АНСа, в духе 1960-х. Кстати, АНС вы наверняка слышали, если смотрели «Солярис» Тарковского (правда, там звучит музыка Эдуарда Артемьева). Так что не спешите надевать на Шнитке камзол и парик, отправляя его на пару веков назад. Он умел переключать тумблер машины времени и путешествовать сквозь века, но неизменно возвращался в свою эпоху.