Счастливые билеты Вячеслава Добрынина: «Все было по любви»

Не стало Вячеслава Григорьевича Добрынина, ему было 78 лет. Музыкально и интеллектуально он был человеком бесконечно разносторонним и глубоким, с полным отсутствием налета цинизма, который стал качеством, если не врожденным, то часто приобретенным, вроде неизбежной осенней простуды, в мире т.н. шоу-бизнеса, или до того, как появилось это определение в начале 90-х г.г., в мире советской эстрады.

Счастливые билеты Вячеслава Добрынина: «Все было по любви»

Ярким доказательством отсутствия малейших признаков склочности можно считать даже факт, что автор уже набиравших в 1970-е годы популярность песен добровольно отказался от материнской фамилии Антонов, взяв псевдоним Добрынин, поскольку в те же годы на эстраде набирал популярность другой автор и исполнитель Юрий Антонов. Хотя, в принципе, за имя можно было тогда и пободаться, дебют Добрынина как композитора состоялся в 1970 году, в 1971-м его песни записывали Лев Лещенко и Алла Пугачева, а в 1972-м широкую известность получила песня на стихи Леонида Дербенева «На Земле живет любовь», записанная суперпопулярным тогда ансамблем «Веселые ребята».

Битломан по музыкальным вкусам и мировоззрению Вячеслав Добрынин не то чтобы стоял у истоков советской рок-музыки с ее полуподпольными и самодеятельными рок- и бит-группами, но пытался в своих сочинениях даже для «законных» ВИА обязательно сформулировать музыкальные фразы, гармонии и даже аранжировочные ходы, резонирующие с актуальными тенденциями времени. Хотя было это и сложно, и рискованно, поскольку все, что как-то могло напоминать рок, тщательно выслеживалось, отслеживалось, пресекалось и выметалось метлой бдительных худсоветов. Эта игра в кошки-мышки, в данном случае с помощью нот и клавиров, шла с переменным успехом, но иногда завершалась хоть и тихими, но очень радостными победами.  

Предметом особой гордости, радости и счастья Вячеслава Добрынина как человека, знавшего толк в «колбасных обрезках» современной музыки, был факт присутствия его песни «Все, что есть у меня» на стихи Леонида Дербенева, еще одного культового автора советской эстрады, в первом песенном «Музыкальном параде» (как тогда еще осторожно назывался хит-парад «Звуковой дорожки»), который дебютировал на страницах «МК» в 1977 г. Песня была записана ансамблем «Самоцветы» и вошла в тройку лучших, притом что еще два сочинения автора – «Напиши мне письмо» и «Горько» – украшали премьерный список лучших в исполнении популярных тогда ВИА «Веселые ребята» и «Синяя птица».

При каждой нашей встрече – будь это интервью по случаю новой песни, растерзавшей хит-парады, или очередного выступления в ранге одного из хедлайнеров на фестивалях и церемониях «Звуковой дорожки» – Добрынин обязательно вспоминал этот факт своей творческой биографии, напоминая с долей иронии и в то же время с гордостью, с кого и с чего начались хит-парады не только в «МК», но и вообще в стране.

Сейчас уже трудно оценить, что было главнее в творчестве Вячеслава Добрынина – его композиторский талант или исполнительская ипостась. Написав невероятное количество хитов для многих исполнителей и групп первого эшелона (а многие и попали в этот первый эшелон благодаря исполнению песен автора), Вячеслав Григорьевич в какой-то момент решил сам исполнять свои сочинения.

«Это даже не вопрос творческой ревности или жадности – отщипнуть, дескать, еще один кусочек славы, если песня и так популярна, – делился Вячеслав Григорьевич с «ЗД» в одном из интервью. – Просто в какой-то момент мне показалось, что мысли, чувства и настроения, которые я вкладываю в свои сочинения, мною же и могут быть воспроизведены лучше всего. Поэтому пою, как могу, уж извините, хотя изначально все произошло совершенно случайно».

Для Вячеслава Добрынина звание Народного артиста было актуально с первых же его песен. В его случае «народный» — не величие, а то, что дано судьбой. И если речь идет об умении сочинять мелодии, которые в сочетании со словами становятся застольными песнями для миллионов, то уход Вячеслава Григорьевича — финал внушительного фрагмента истории советской и российской эстрады.

В разных интервью Вячеслав Добрынин иногда иронизировал на предмет того, что в его голове, наверное, есть компьютер, который сочиняет и запоминает мелодии, и они извлекаются оттуда по мере необходимости. Причем относится это к временам, когда компьютеры могли быть только в голове, потому как материализовались они в советских домах и студиях звукозаписи гораздо позже.

Добрынин – яркий пример того, как страсть к музыке может заметно опережать музобразование в его классическом понимании. У молодого композитора было достаточно умений и знаний для того, чтобы выплеснуть наружу свою битломанию, а потом начать сочинять мелодии, отлично подходившие стихам, в которых были чувства и житейский юмор, но особо не находилось места для лексикона комсомольских собраний.

Вполне возможно, что выпускник МГУ с дипломом искусствоведа вытянул счастливый билет, когда в начале 70-х начал сотрудничать с Леонидом Дербеневым, уже известным на тот момент поэтом-песенником. У Дербенева было сверхъестественное чутье на талантливую молодежь (он сумел поработать с несколькими поколениями композиторов и редко ошибался в выборе), из Добрынина словно фонтаном били цепкие мелодии. И когда молодой автор замечал, что не было артиста на советской эстраде, кто не исполнил бы его песню, то если и хвастался, то совсем немного.

Второй счастливый билет уже популярный композитор вытащил в середине восьмидесятых. Добрынин сам спел песню «Спасатель» вместо застрявшего на съемках Михаила Боярского (студия была забронирована, простой грозил жутким скандалом), студийный худсовет простил ему легкое грассирование (он же автор, а не певец). Незамысловатый советский видеоклип, попавший в эфир, превратил его в узнаваемого артиста. В сочетании с обоймой уже раскрученных хитов Добрынин довольно быстро стал стадионным исполнителем, а «Не сыпь мне соль на рану» вывел хитмейкера и в ранг суперисполнителей.

Любая эстрадная карьера неизбежно напоминает заход в казино. Фактор везения здесь имеет большое значение, и Вячеслав Добрынин, безусловно, регулярно оказывался в нужное время в нужном месте. С музыкой все чуть сложнее, но в то же время и проще.

Те, кто лихо делит состоящее более чем из тысячи песен наследие Добрынина на «Прощай» и все остальное, в чем-то, конечно, правы. Если назвать «Прощай» песней, от которой и правда захватывает дух, то другие жемчужины добрынинского каталога по больше части относятся к тому, что всякие умники называют обывательской эстрадой. Наверное, легкий привкус новой волны, который можно почувствовать в некоторых аранжировках, значит для успеха песен Добрынина гораздо меньше, чем активный аромат шансона.

И сам автор, конечно, понимал свою аудиторию. «Мне нравится то, что нравится зрителям», — говорил он журналистам. Журналисты иногда хихикали, иногда подкалывали, но не всегда понимали простую истину: между Добрыниным и его поклонниками все было по любви. Так оно и останется.    

“Все, что в жизни есть у меня”: эксклюзивные фото Вячеслава Добрынина

Счастливые билеты Вячеслава Добрынина: «Все было по любви»

Смотрите фотогалерею по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *