В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

В Москве в четверг в жизни отечественного театра произошло событие, важность которого трудно переоценить – конференция «Пути и перспективы развития премии и фестиваля «Золотая маска». С этого дня можно быть уверенным, что жизнь национальной театральной премии изменится кардинально. Обозреватель «МК» поработал на конференции в составе рабочей группы и узнал какие перемены ждут «Золотую маску».

В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска» Председатель СТД Владимир Машков

Конференцию принимал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и его гендиректор Андрей Борисов, где собралось около 60 человек из разных регионов, представляющих театр разных направлений. А сам факт, что конференцию своим присутствием почтили и на панельной дискуссии выступили важные государственные лица, свидетельствовал о том, что институция «Золотая маска» рассматривается как часть государственной культурной политики страны. Если суммировать выступления Ольги Любимовой, Сергея Новикова, Владимира Машкова, Александра Журавского, то можно выделить следующие мысли.

– Необходимо сохранить эту институцию и продолжить ее развитие.

– Государство поддерживает деятельность СТД в этом направлении.

– «З.М.» должна чувствовать время, заниматься поисками золотой середины и в жизни, и в искусстве.

– Традиция – это огонь, и важно, в чьих руках он находится.

Надо сказать, что за 30 лет существования «Золотой маски» это не первая попытка ее реформировать. Положение о премии девять (!!!) раз редактировали (по словам Владимира Машкова, это не плохо и не хорошо – «значит, люди думали»), постоянно вокруг «Маски» шли дискуссии, выдвигались предложения как будто бы по ее улучшению, а члены рабочей группы по некоторым вопросам делились 50 на 50, но так и не могли найти консенсус по ряду позиций. Так, камнем преткновения каждый раз становилась номинация «Эксперимент» или количество частных номинаций, которое почему-то неуклонно росло.

«Мне предлагали отменить и забыть о «Маске» – многих она раздражала. Даже тех, кто ее получал, – признался Владимир Машков, – и у меня была возможность ее отменить. Но все-таки лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. И мы сделали. То, что мы теперь выберем – наша общая ответственность. И мы найдём решение, чтобы премия стала честной, объективной, открытой и приносила удовлетворение театральным коллективам».

Процесс работы конференции строился в новом формате: накануне секретариат СТД, обобщив поступившие предложения по изменению Положения о премии, передал результаты для обсуждения на конференцию шести рабочим группам – в них вошли секретари региональных отделений Союза, члены последнего жюри, эксперты нынешнего состава. А те, сменяя друг друга за столами, обсуждали шесть важных тем и затем, придя к единому мнению по болевым точкам премии (составы экспертных советов и жюри, критерии в оценках, частные номинации или отказ от них и прочее), вернули на дальнейшее утверждение Секретариата СТД. Группы работали в жёстком тайминге, горячились, спорили – формального подхода не наблюдалось.

В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

О том, каких перемен ждать по итогам конференции, насколько радикальными могут быть меры по реформированию, я поговорила с вице-президентом премии, директором Театра Вахтангова Кириллом Кроком.

– Почему назрела необходимость в реформе институции «Золотая маска»?

– Мы все прекрасно знаем, что в последние годы эта институция очень жестко критиковалась. Жизнь меняется, страна меняется, и «Золотая маска» не может оставаться без изменения. Тем более если мы во главу ставим понятие национальная премия и называем «Маску» «золотой», она должна стать золотым стандартом театрального искусства. Но «Маска» стала отходить от золотого стандарта и превращаться в междусобойчик театральных критиков, объединённых в некую мутную ассоциацию, которые диктовали всему театральному сообществу – что и как нужно ставить, в каком художественном ключе, с какими смыслами. Поэтому то, что происходит сегодня – закономерный результат такой деструктивной политики. Если театр и режиссеры работали в подобном ключе, разделяли художественный и политические взгляды группы, значит, у них был шанс получить «Маску». Я уже не говорю о полукриминальных ситуациях вокруг премии в прежние годы.

– Звучит как обвинение. Что вы имеете в виду?

– По установкам прежнего руководства за спиной премии пул из 7-8 критиков действовал следующим образом: региональным театрам говорилось, что если они хотят попасть в лонг-лист «Золотой маски», критики должны провести там, например, лабораторию современной драматургии, а молодые режиссеры там что-то поставят, и тогда эксперт сделает все, чтобы спектакли из региона попали в лонг-лист «Маски». Я понимаю, что это серьёзные обвинения, но мы знаем фамилии таких экспертов, критиков, до сих пор разъезжающих по России и проводящих в регионах лаборатории.

– Хорошо, вчерашний день «З. М.» закрыт. Давайте о завтрашнем – пока нет результатов конференции, о каких переменах можно говорить предварительно?

– Можно говорить о том, что мы хотим вернуть театральному сообществу театральную премию «Золотая маска». Чтобы главным в приоритете были спектакль и театр, как творческий коллектив, который этот спектакль создал. И мы сегодня постепенно двигаемся к этому формату. Главное – спектакль, а не личные амбиции, и главное спектакль, который театр сделал.

– Будет ли изменён подход к формированию составов экспертов и жюри?

– Безусловно, он изменён уже с прошлого года. Теперь у нас в экспертах не только критики определённого направления, но и присутствуют представители всех театральных профессий. Почему так нам долго навязывали и объясняли, что только критики могут выбирать номинантов? А почему этого не могут делать режиссеры, артисты, художники или продюсеры, которые всю жизнь занимаются театром?

– Что ещё изменится?

– Понятно, что фестиваль будет жить и будет развиваться. Что лучшие спектакли будут приезжать в Москву на фестиваль – в прошлом году мы и финансово не потянули его организацию, и по времени не успевали подготовить фестиваль, поэтому жюри ездило по стране и смотрело отобранные прежним экспертным советом спектакли. И это для нас интересный опыт.

– Когда ждать результатов?

– В ноябре, когда секретариат примет все предложения и это станет новым документом.

Секретарь рязанского Союза театральных деятелей, директор театра кукол Рязани Константин Кириллов считает очень важным то, что решения по национальной театральной премии принимаются председателем СТД не единолично, не секретариатом, а обсуждаются театральным сообществом.

– Вы, как профессионал в области кукольного театра, услышали для себя дельные предложения?

– Во-первых, я сам вносил предложения: разделить составы жюри драматического и театра кукол, и, во-вторых, надеюсь, что у нас появятся номинации детских спектаклей во всех жанрах театрального искусства. Я также внёс предложение сформировать техническое задание (ТЗ) для того, чтобы театры, представляющие на премию свои спектакли, делали это качественно. То есть потратились немного (не такие уж это большие деньги), пригласили бы нормальную съёмочную команду, и только в таком случае материал принимался бы к рассмотрению экспертами.

Выступивший в заключении конференции Александр Журавский представил статистику ВЦИОМа от февраля 2024 года, и она совсем не порадовала: только 25 процентов россиян посещают театр несколько раз в год, 19 – один раз в несколько лет, 21 – никогда не видели театральных постановок, и наконец 34 процента россиян практически не посещают театр. «Правильно, когда не ведомство занимается изменениями, а само профессиональное сообщество», – подвел итог Журавский, которого поддержал председатель СТД Машков: «На работу профессионалов всегда приятно смотреть».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *