Яну Каплицкому, провидцу современной архитектуры, в этом году исполнится 81 год.

Яну Каплицкому, провидцу современной архитектуры, в этом году исполнится 81 год.

Работая в Британии, летом обсуждали дизайн Национальной библиотеки и особый стиль на границе органической и высокотехнологичной архитектуры. Прошло девять лет со дня смерти одного из величайших чешских архитекторов Яна Каплицкого. Что сделало Каплицкого значительным и как он повлиял на мир архитектуры?

«Архитектура – это не только моя профессия, это еще и моя любовь». С этим твердым кредо Ян Каплицкий подошел к своему содержанию всей жизни. Как и Заха Хадид, он продвигал органическую архитектуру, вдохновленную естественными формами. Благодаря работе с передовыми технологиями и материалами он считается представителем высокотехнологичной архитектуры. Его отличительный стиль охватывает разные дисциплины – помимо проектирования футуристических зданий, в том числе интерьеров, он также сосредоточился на дизайне, ювелирных изделиях, моде или автомобилях. Кроме того, он опубликовал несколько книг и читал лекции в зарубежных университетах. Самые известные работы Каплицкого включают медиацентр на стадионе для крикета в Лондоне, универмаг Selfridges в Бирмингеме и музей Энцо Феррари в Модене.

Карьера в Британии, работа в NASA и собственной студии Future Systems.

Архитектор-неофутурист Ян Каплицкий вырос в семье художника, ориентированного на творчество, в семье художника и скульптора Йозефа и иллюстратора Йиржины Каплицкой. Он изучал архитектуру в Академии искусств, архитектуры и дизайна в Праге в 1962 году. Шесть лет спустя, в сентябре 1968 года, после советского вторжения, он эмигрировал в Великобританию, где начал свою карьеру в лондонской студии Denys Lasdun and Partners. Затем он работал в офисе Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, с которыми он сотрудничал при проектировании знаменитого Центра Помпиду в Париже. Он также работал с ведущими архитекторами мира, такими как Ева Йиржична и Норман Фостер.

В 1979 году он и его коллега Дэвид Никсон основали собственную студию Future Systems, в которой он начал развивать собственный стиль, характеризующийся сочетанием органических форм и высокотехнологичного футуризма. Его офис стал единственной неамериканской компанией, работающей на НАСА. В 1994 году появился новаторский заказ – проект медиацентра для крикетного стадиона в Лондоне. За это строительство Каплицки получил Премию Стирлинга, самую престижную британскую награду в области архитектуры.

В составе Future Systems он начал работать с архитектором Амандой Левете, на которой женился в 1991 году и развелся через 15 лет. Впоследствии во время съемок биографии «Профиль» он познакомился со своей будущей женой Элишкой Фухсовой, с которой работал над фильмом «Око над Прагой» о обсуждаемом проекте Национальной библиотеки Чешской Республики. К сожалению, вместе они не завершили документальный фильм, так как Каплицкий умер 14 января 2009 года, в день рождения дочери, в возрасте 71 года.

Печальная судьба осьминога

Благодаря проекту Национальной библиотеки в Летне Каплицкий стал известен широкой публике. Органическая форма зелено-желто-белой массы с пурпурными пятнами по прозвищу осьминог разнеслась по всем СМИ и вызвала бурные дискуссии. Вклад Каплицкого в конкурс выиграл, но в итоге проект, сопровождавшийся политическими спорами, был полностью отменен. Основные причины – несоблюдение требования хранить книги ниже уровня земли, финансовые потребности и недоступность земли. Облик осьминога теперь символически носит остановка Лоосов в Брно, которую студент-юрист предложил в качестве дани Каплицкому.

Несмотря на свою известность и репутацию в области международной архитектуры, Каплицкий несколько раз терпел поражение на чешских архитектурных конкурсах. Единственная реализация этого проекта в нашей стране – это семейный дом в Бранике, построенный в 1969 году. Пражская библиотека должна была стать мотивацией и наградой за несколько лет работы. В связи с невозможностью создания библиотеки Каплицкого в 2008 году он отказался принять государственную награду Министерства культуры за свой вклад в области изобразительного искусства и архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *